«

»

Фев 20 2014

Легенды о липецком метрополитене (часть 4)





Скоростной трамвай в ЛипецкеЭтой статьей я заканчиваю цикл «Легенды о липецком метрополитене». Я уже писала о метро, строившемся в 30-40-е годы XX века, показывала и описывала схему липецкого метро, говорила о метро в Лебедяни и об супер-идее губернатора Липецкой области. Настало время поговорить о липецком скоростном трамвае, о котором вообще мало кто что-то знает.

Легенда №4. Липецкий скоростной трамвай

Липецк – областной центр. Как и любой современный город, он растет, расширяется. Естественно, не хаотично, а согласно генеральному плану застройки. Вопрос разгрузки основных транспортных магистралей возник давным-давно. По некоторым источникам, еще в 60-х годах XX века впервые возникла идея создания легкого метро в Липецке. Но средств на это не было, да и идея казалась уж слишком утопичной.

В 2006 году был принят стратегический план развития Липецка на ближайшее десятилетие. В числе прочего в него входило и появление линии скоростного трамвая. В 2008 году был принят новый генеральный план города со схемой транспортной инфраструктуры. После этого идея скоростного трамвая была окончательно утверждена. Разработку линии для нового вида транспорта доверили институту «Гипрогор».

С 2000 года в Липецке постоянно сокращают трамвайные трассы. То саму протяженность маршрута уменьшают, то количество единиц транспорта сокращают, то вообще убирают пути. Я еще помню те времена, когда папа ездил на работу (НЛМК) на трамвае №2, а мама на тот же НЛМК на трамвае №7 туда и №5 обратно. Помню, что были трамваи, ходившие всего по двум по маршрутам №13 и №14. Потом какое-то время в Липецке были трамваи всего двух маршрутов- маршрут А и маршрут Б. Потом их переименовали в №1 и №2. Вот как раз эти два маршрута есть и сейчас. Однако (сама не видела, но говорят), что изредка ходит еще трамвай №5, но только в часы пик, когда рабочим нужно добраться до Новолипецкого металлургического комбината. В целом, по генеральному плану трамвайная сеть будет увеличена на 36%, хотя на данный момент наблюдается полностью противоположная ситуация.

Но вернемся к липецкому скоростному трамваю.

Скоростной трамвай в Липецке

Маршрут

Согласно все тому же плану, пока в Липецке будет всего одна линия скоростного трамвая. Она будет начинаться в Полиграфическом комплексе, проходя по улицам: Полиграфическая, Кривенкова, Катукова, через площадь Танкистов, по Октябрьскому мосту, а далее следуя через Краснозаводскую и улицу 3 Сентября, заканчивая маршрут на улице Чехова. По сути, маршрут весьма и весьма востребованный. Во-первых, он проходит мимо самых густо населенных спальных районов (19, 21, 22, 24, 26 и 27 микрорайоны), а во-вторых, неподалеку от сел Коровино, Сырское, рядом с поселком Тракторостроителей.





Машрут скоростного трамвая в Липецке

Технические моменты

Планируется, что основная часть линии будет над землей, однако отдельные участки пути расположатся под землей, чтобы не допускать пересечения с и без того загруженными автомагистралями. Получается, что скоростной трамвай в Липецке станет классическим метротрамом (рельсовый подземно-надземный транспорт). Согласно документам, первый подземный участок будет построен под улицей Катукова. На нем расположат 3 станции «мелкого заложения».

Машрут скоростного трамвая в Липецке

Посмотреть в полном размере

Станции

Самый длинный перегон протяженностью 4,45 километров будет находиться на участке 21 микрорайон-Краснозаводская. Обычный трамвай в Липецке преодолевает это расстояние в среднем за 20 минут. Самый короткий перегон запланирован на участке от улицы Меркулова до 21 микрорайона. Он составит всего 450 метров. Специалисты предполагают, что самыми загруженными станциями окажутся «21 микрорайон» и «Полиграфический комплекс».

Для чего это все?

Теоретически появление скоростного трамвая в Липецке позволит разгрузить три дороги города, где изо дня в день наблюдаются пробки: проспект 60 лет СССР, улица Катукова и улица Краснозаводская. Причем первые две точки расположены в спальных районах, а третья – на подъезде к поселку Тракторостроителей и к Новолипецкому заводу.

Догадки

Стратегический план развития Липецка до 2016 года предполагает движение скоростного трамвая не только рядом с поселком Тракторный, но и через район Новолипецка, однако новолипецкая линия в генплане не проработана и фактически не отражена. Специалисты убеждены, что раньше 2020 года ее ждать не стоит. Возможно, она будет всего лишь веткой Тракторозаводской линии, но не исключено, что Новолипецкую линию сделают самостоятельной. Во втором случае станция «Улица Краснозаводская» станет пересадочной. Если Тракторозаводскую линию продлят до доменной печи №6, то в районе улицы Чехова придется строить новое трамвайное депо.

А что на самом деле?

Председатель департамента городского транспорта администрации Липецка Николай Новиков говорит, что липецкий скоростной трамвай – удовольствие весьма недешевое. Одна транспортная единица обойдется городу в 15-30 миллионов рублей. Каждый километр рельсовых путей – от 15 до 20 миллионов. Несмотря на генплан, вопрос о появлении скоростного трамвая еще вилами по воде писан. Но даже если первую линию и начнут строить когда-нибудь, то по проекту она будет пролегать достаточно далеко от центральных улиц города, от сильного пассажиропотока в спальных районах и от весьма востребованного рабочими липчанами Новолипецка, а значит, транспортная проблема решена не будет.

Липецкий скоростной трамвайСкоростной трамвай в Липецке

Подведем итоги

Вот и закончен цикл статей «Легенды о липецком метрополитене». Что можно сказать в итоге. Я перелопатила море информации, пришлось не только ходить по сайтам, но и звонить знакомым журналистам, писать и звонить в пресс-службы чиновников и много чего еще. На мой взгляд, все 4 статьи получились содержательными и интересными. Будут рада узнать и ваше мнение – пишите комментарии!

Про метро в Липецке, которое якобы было почти построено, но давно заброшено (см. Легенда №1) – это, конечно, фейк. Я убеждена, что это красивая история, некогда придуманная какими-то энтузиастами. Липецк действительно был деревней (когда-нибудь размещу фотографии и расскажу об истории города), да и сейчас не такой уж это и большой город, чтобы было рентабельно открывать метро. В Лебедяни метро рыл странный дядечка (Легенда №2), для которого подземный транспорт, судя по всему, был идеей фикс. В Легенде №3 говорится о липецком губернаторе, но все без исключения липчане давно узнали цену его словам. Идеи идеями, а положение дел у рядовых жителей города не такое уж радужное, как кажется главам города и области. Хотя это уже будет дискуссия о пессимистах и оптимистах. Губернатор Олег Королев отъявленный оптимист. Ну а Легенда №4 – это всего лишь данные, взятые из документации. Эту информацию доносили через средства массовой информации. О скоростном трамвае поговорили и забыли. Сейчас в Липецке тишь и гладь. Все та же давка в часы пик в общественном транспорте, все те же карманные кражи, огромные пробки, разбитые дороги и серая погода за окном. Скоро весна.

Адрес на www.liredzone.ru работает всегда

1 комментарий

2 пинга

  1. Сергей

    Вряд ли скоростной трамвай будет именно в таком виде, с подземными участками. Конкретные подземные участки, по-моему, вообще фантазии авторов статьи в Википедии. Сейчас речь идет о том, чтобы полностью обновить существующие трамвайные пути и купить 10 новых вагонов. Деньги выдаст (если выдаст) в виде кредита World Bank.
    См. например, здесь /n_38189.html
    PS
    В 1970-х годах липецкий трамвай уже был скоростным. Средняя скорость его была 26 км/час при нормативе для скоростного трамвая 24 км/час.

  1. Легенды о липецком метрополитене (часть 3) | Блог Озмы

    […] Легенды о липецком метрополитене (часть 4) » […]

  2. Легенды о липецком метрополитене (часть 2) | Блог Озмы

    […] истории о липецком метро. Еще будет статья о липецком скоростном трамвае. Если не хотите пропустить их, подпишитесь любым […]





Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *