«

»

Фев 18 2014

Легенды о липецком метрополитене (часть 1)





Липецкое метроСотрудники московского портала «Большой город» провели исследование и выяснили, что в Липецке есть метрополитен. Более того, журналисты составили ТОП-10 городов, где как бы существует подземный транспорт. Среди городов-фантазеров оказался и мой родной Липецк. Точнее история липецкого метрополитена намного сложнее и запутаннее. Сегодня я хотела бы вам ее рассказать.

Легенда №1. Липецк-мегаполис

Как известно, в эпоху СССР метро строилось только в городах-миллионниках. Липецк, ясное дело, к таковым не принадлежал тогда, да и сейчас не принадлежит (хотя Макдоналдс у нас все-таки имеется). Впрочем, Липецк всегда был достаточно крупным промышленным городом центральной части России, стратегически важным населенным пунктом (за счет собственного металлургического производства, тракторного завода, на котором в период ВОВ собирали танки, собственных запасов известняков и руд черных металлов).

Герб Липецкой области

В общем, в 30-40 годы город планировалось превратить в промышленный мегаполис. Именно поэтому в городе стали возводить и развивать заводы: металлургический (ныне Новолипецкий металлургический завод), завод «Свободный Сокол», трубный завод, радиаторный завод, завод «Центролит», тракторный завод. Холмистая местность правого берега реки Воронеж не позволяла сконцентрировать на ограниченной площади такое количество предприятий, поэтому большая часть была выстроена все же на левом берегу реки. Правый же отдали под строительство спальных районов. В 1954 году от Воронежской, Рязанской, Курской и Орловской областей были отделены земли, чтобы образовать Липецкую область.

Карта Липецкой области

Прошло несколько лет и выяснилось, что липчанам непросто вовремя добираться до своих рабочих мест. Обычного общественного транспорта не хватало. Наплыв пассажиров в определенные часы дня был огромен, зато в течение смены, когда большая часть рабочих трудилась у станков и конвейеров, по Липецку ходили пустые трамваи, автобусы и троллейбусы.

Впервые о метрополитене в Липецке заговорили в 30-х годах XX века. Проектирование линий началось практически одновременно с прокладкой московского метрополитена. В начале 1940-х годов началось строительство первой линии метро в Липецке. Технически это было нетрудно (по сравнению с Москвой, а уж тем более с Ленинградом). Почва легко выдерживала пустоты, не угрожая обвалами, однако сложный рельеф заставлял инженеров оригинально мыслить. Одной из интересных идей оказалось строительство «тоннеля в тоннеле». Любая ошибка тогда могла стать катастрофой для целого города, а потому все работы велись очень осторожно.





Великая Отечественная война заставила заморозить прокладку метрополитена. На тот период в Липецке уже было 10 станций, расположенных на двух линиях. Все они были законсервированы, а часть сооружений сменила назначение и была переоборудована. После войны строительство продолжили, но проект пришлось сильно изменять.

Notice

 Проект липецкого метрополитена носил название «Метро-4» и был засекречен

Из-за секретности многие линии липецкого метрополитена являются линиями «глубокого залегания». Станции на них имеют всего один вестибюль, через который осуществлялся и вход, и выход. Дальнейшая политика страны, развал СССР, особенности российской политики не позволили достроить липецкое метро. Однако схема его давно рассекречена. Одни станции, которые когда-то были полностью или частично построены, сейчас засыпаны, на месте других  выстроены многоквартирные дома.

В Липецке в одно время ходили слухи. Первый гласил, что появление метро в областном центре экономически нецелесообразно, второй – что метро откроют к 300-летию Липецка. Но 2003 год уже давно прошел, но на метро липчане до сих пор не ездят.

Некоторые источники в Интернете утверждают, что для липецкого метрополитена будут закуплены вагоны из других городов России. Естественно, далеко не новые, ибо на новые составы денег, конечно же, нет. Более того, есть информация, что генеральным директором метро в Липецке является некий Пальчиков Игорь Александрович. В доме №1 на улице Толстого в Липецке расположено главное Управление метрополитена.

Вот такая вот легенда №1 по липецком метро. Завтра я опубликую к ней дополнения. Мы с вами подробно рассмотрим схему мерополитена со всеми 6-ю ветками. А послезавтра я расскажу вам еще две прелюбопытнейшие истории, касающиеся липецкого метро.

точное время в уфе

2 комментария

3 пинга

  1. Бро

    Прям так и хочется прорыть тоннель туда :)

  2. Сергей

    Легенда про 30-е годы — первоапрельская шутка одного известного (я с ним встречался лично) липецкого любителя общественного транспорта.
    Из более-менее достоверных проектов была концепция городской электрички НЛМК (тогда НЛМЗ) — Желтые пески.
    Именно там, выше по реке Воронеж предполагалась массовая многоэтажная застройка.
    Но в правительстве решили, что это очень дорого, и стали строить микрорайоны на правом берегу, поближе к заводу.

  1. Легенды о липецком метрополитене (часть 2) | Блог Озмы

    […] « Легенды о липецком метрополитене (часть 1) […]

  2. Легенды о липецком метрополитене (часть 3) | Блог Озмы

    […] метро более-менее разобрались. Идите по ссылкам: главная легенда о метро в Липецке и схема липецкого метрополитена. Теперь давайте […]

  3. Легенды о липецком метрополитене (часть 4) | Блог Озмы

    […] «Легенды о липецком метрополитене». Я уже писала о метро, строившемся в 30-40-е годы XX века, показывала и описывала схему липецкого метро, […]





Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *