«

Июл 14 2015

А. Лиханов «Благие намерения»





blagie-namereniya«У сердца нет ученых степеней» (с) А. Лиханов

Хорошая книга: добрая, чистая и бесконечно наивная, как и ее главная героиня, от лица которой ведется повествование – молодая учительница Надежда Георгиевна. Повесть невелика – всего 176 страниц в моем планшете. Но если б эту повесть я прочитала в 16-17 лет, то возможно и не пошла бы в педагогический. А может наоборот, пошла бы и посвятила всю свою жизнь служению детям: искреннему и преданному.

«Благими намерениями выстлана дорога в ад» — красной нитью проходит эта поговорка через всю книгу. Повесть представляет собой воспоминания учительницы. Она окончила институт, став учителем-словесником, из-за болезни матери опоздала к началу учебного года, а когда приехала в город распределения, место было уже занято. Вчерашнюю студентку берут работать воспитателем в школу-интернат, где дают ей особую группу первоклашек – среди трех десятков учеников 22 детдомовские. Повествование ведется от лица 32-летней учительницы. Она в подробностях вспоминает первую встречу, первую неделю с ее малышами, первые и дальнейшие победы и поражения. И все время анализирует-анализирует-анализирует.

«У сердца нет ученых степеней» (с) А. Лиханов

Надежда Георгиевна к середине книги становится для детей просто Наде-Вной или Надюшей, а в конце – мамой Надей. Я под большим впечатлением не столько от лаконичного сюжета и кратко прописанных судеб детей, сколько от мыслей и замечаний главной героини – ее вечного поиска себя в профессии и профессии в себе. Быть педагогом непросто, но быть Педагогом – намного труднее.

С самых первых строк она пишет об «искуплении своей вины». Лишь спустя неделю после начала работы, Надежда Георгиевна узнает, что в ее группе большая часть детей из детского дома. Остальные же немногие днем в субботу уходят домой, а возвращаются в интернат лишь в воскресенье вечером. И тогда она придумала найти своим малышам взрослых друзей – людей за пределами интерната, которые могли бы дарить внимание мальчишкам и девчонкам: не по обязанности, а от души. Решение педсовета, заметка в газете, комиссия-собеседование – и вот у каждого ребенка появляется взрослый друг.





«Я смотрела на школьную лестницу, и что-то потихоньку стало раскачиваться во мне. Вдоль лестницы, на каждой ступеньке, стояли маленькие люди в серых костюмчиках и коричневых платьицах, нет, назвать их малышами не поворачивается язык: это были печальные и усталые маленькие люди»

Еще одну цитату просто не могу не привести в данный момент:

«Толстой сказал, что все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастливая несчастна по-своему. И я, взрослый человек, только теперь начинала понимать эту фразу.

У каждого моего птенца было свое несчастье. А я, счастливый человек, не знала, не думала о них. Человек безмятежной судьбы знает, конечно, о бедах, о том, что есть несчастные, а среди них и дети. Но жизнь устроена так, что несчастье счастливому кажется чаще всего далеким, порой даже нереальным. Если у тебя все хорошо, беда представляется рассыпанной по миру маленькими песчинками, несчастье кажется нетипичным, а типичным – счастье. Да, когда человек счастлив, ум как бы теряет осторожность, дремлет. Знание уступает место чувству, и, наверное, это справедливо. Счастье не будет счастьем, если оно каждый миг станет думать о беде и горе. Но правда трезвее благополучия. Пока есть жизнь, будет и беда. Будут аварии и землетрясения, будет смерть, она неизбежна, и будет, наверно, человеческая подлость – что-то не исчезает она никак. Да, несчастья – это неизбежность, но если все несчастья собрать вместе, как здесь, в интернате? Что же получится? Груды беды? Темный день? Мрак?

Что ж, выходит, так. И нет другого выхода, как развеять этот мрак, когда речь идет о маленьких людях.»

Честно признаюсь, я, читатель, ждала того момента, когда героиня совершит ошибку, о которой в первых же строках пишет. что за нее «искупает вину». Страница за страницей, а ошибки-то я и не видела. Да, нашла она своим подопечным взрослых – кому одиноких женщин и мужчин, кому супружеских пар, кому крепкие и сложившиеся семьи. Да, далеко не все союзы сложились. И это жизнь. Почему молодой воспитатель берет на себя вину за то, что кто-то взрослых переоценил свои силы или разочаровался в себе или в ребенке? Каждый человек имеет право на ошибку, но почему ответственность за это несет педагог? Очень хорошей иллюстрацией к этому будет следующая цитата:

«Первый класс мы закончили вот с каким результатом: Зину Пермякову, Сашу Суворова, Колю Урванцева и еще троих детей усыновили и удочерили хорошие люди. Шестеро – обстоятельства сложились так – в гости ходить перестали. Десять же мальчиков и девочек, как мы и предполагали, нашли хороших друзей… Счет шесть – шестнадцать.

Но все дело в том, что педагогика не точная дисциплина. Можно выиграть со счетом один – девятнадцать. И проиграть девятнадцать – один. Единица перетянет девятнадцать, и сто, и тысячу. Вот почему судьба шестерых, вернувшихся в интернат навсегда, мучила меня долгие-долгие годы…»

«Жертвовать своим покоем, своими удобствами, всем-всем-всем своим» решила эта молодая учительница, волею судьбы ставшая воспитательницей семилеток-сирот. Так их учили будущих советских учителей в педагогических институтах: думать перед тем, что что-то сделать, а начав делать – идти до конца. А еще анализировать свои поступки и исправлять ошибки, если случится их совершить. Не получится исправить – искупать, пусть даже и ценой собственных след и сердечных ран. Нас, будущих российских учителей (в 3-5% случаев пед.вузов идут работать в школы) в педагогических университетах учили другому: делать трассировку текста, правильно подчеркивать предложения да пользоваться десятками томов словарей, экземпляры которых найдутся далеко не в каждой библиотеке. Даже полвека не прошло, а акцент на душевных качествах профессии учителя сменился чисто утилитарным подходом.

Люблю, когда в книгах название и основная тема раскрыты до конца. Здесь – раскрыта:

«Благие намерения предстояло поддерживать благими делами. Я думаю, и дорога-то в ад вымощена не намерениями, а намерениями неисполненными»

 

Об авторе

Альберт Лиханов Благие намерения fb2 Альберт Анатольевич Лиханов родился 13 сентября 1935 года в городе Киров в самой обычной семье. Отец – слесарь, мать – сотрудник медицинской лаборатории. После окончания школы Альберт учится в Уральском государственном университете на отделении журналистики, а затем возвращается из Свердловская в родной Киров, где устраивается работать литературным сотрудником в «Кировскую правду». В 1960 году он становится непосредственным участником истории, на основе которой написана повесть «Благие намерения». В течение 3 лет он работает главным редактором газеты «Комсомольское племя», а затем едет в Новосибирск собкором «Комсомольской правды». Альберт Лиханов Благие намерения fb2

Первый рассказ Лиханова был опубликован под названием «Шагреневая кожа» в 1962 году в журнале «Юность». Молодой автор переезжает в Москву, где много лет работает ответственным секретарем, а потом и главным редактором молодежного журнала «Смена».

В 1976 году увидел свет первый двухтомник избранных произведений Лиханова. В 1986-1987 годах выходит первое собрание сочинений в четырех томах.

Всю свою жизнь Альберт Лиханов уделяет немало времени общественной деятельности. В 1985 и 1987 годах в СССР принимаются Постановления Правительства о помощи детям-сиротам, что является результатом писем Лиханова. В 1987 году уже известный в Союзе писатель и журналист создает Советский детский фонд имени В.И. Ленина, который в 1992 году преобразуется в Международную ассоциацию детских фондов. В 1991 году появляется Российский детский фонд, председателем которого избирается Лиханов. Альберту Анатольевичу принадлежит идея и реализация Научно-исследовательсокго института детства, чьим директором он является.

В 2010 году опубликован 15-томник произведений Альберта Лиханова, на страницах которого использован крупный шрифт и размещены цветные иллюстрации.

PS: Мне бесконечно стыдно, что я, филолог, только сейчас, в 30 лет, открыла для себя этого замечательного писателя, человека и гражданина.

 О книге

Повесть «Благие намерения» была впервые опубликована в журнале «Знамя» в 1980 году, затем ее публиковали в 1981 году в «Роман-газете» и «Литературной России». Сам Лиханов так говорит о произведении:

«Это повесть о молодой учительнице, о маленьких сиротах, которых ей довелось растить. Впрочем, это скорее повесть о важных категориях, из которых складывается наша нравственность, – о добре и зле, ответственности и безответственности, о мире детей и взрослых»

Спустя 3 года после первой публикации повесть автора повести Альберта Лиханова за повесть «Благие намерения» удостаивают Международной премии социалистических стран им. Максима Горького.

В 1985 году по книге Лиханов пишет сценарий, который становится основой фильма «Благие намерения» (режиссер А.Бенкендорф, киностудия им. А.Довженко)

Фильм «Благие намерения»





Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *